Воскресным вечером, спустя месяц после открытия выставки японского художника Такаси Мураками в музее современного искусства «Гараж», очередь желающих приобщиться к творчеству одного из самых известных ныне живущих художников, растянулась на часы ожидания. Такие очереди традиционно выстраиваются перед главными выставками года в ГМИИ им. А.С. Пушкина — когда привозят Тициана, Рафаэля, Модильяни, Дали, Пикассо. Перед выставками, которые Пушкинский музей определяет как «события не только культурной, но и общественной жизни страны». Толпа модно одетой молодежи, терпеливо ожидающей, когда перед ней распахнутся двери выставки Мураками, символы которой — цветные черепа и смеющиеся мультипликационные цветы,- создает впечатление, что обществу выставка современного искусства важна и интересна. Интересна, несмотря на то, что в контексте искусства прилагательные «современное» и «непонимаемое» зачастую становятся синонимами.
«Ласковый дождь» Мураками занимает все пространство музея и логически подразделяется на 4 части, последняя из которых – непосредственно мастерская художника. Первая часть экспозиции — «Гэидзюцу. Техника и обучение». Здесь представлены работы Мураками, для создания которых он активно и открыто заимствует сюжеты и образы классических японских произведений. При этом художник, по словам известного историка японского искусства Нобуо Цудзи, «муракамифицирует» заимствованное – то есть упрощает и адаптирует под собственные идеи и переживания. Большой заслугой «Гаража» можно назвать представление в экспозиции как оригиналов, так и рисунков гравюр и перепечаток картин (преимущественно из Пушкинского музея), которыми вдохновлялся Мураками. Зрители могут оценить, как причудливые, талантливо исполненные тушью в традиционных красном, черном, белом и сине-зеленом цветах львы с гравюр 19 века превращаются у Мураками в цветное плоское чудовище, которое стоит на радуге из черепов, будто сбежав сюда из аниме. Впрочем, по признанию самого художника в комментариях к выставке, техника старых мастеров ему не очень даётся. Чтобы добиться того же эффекта изображения, что монахи, работавшие в технике дзен-живописи (освобождая разум и изображая тушью то, что идет от сердца), Мураками грубо набрасывает образы на полотне под громкую музыку, сканирует их, режет на «пазлы» и отдает в студию, где эти фрагменты склеят в новое произведение.
В работах Мураками явно прослеживается след аниме. Художник, как и многие японцы, тяжело переживающие последствия ядерных взрывов Второй мировой войны, является большим поклонником жанра, словно защищающего своей красочностью, наивностью и «милотой» от всего грубого, жестокого и несправедливого. Во второй части выставки «Малыш и толстяк» художник демонстрирует влияние ядерной катастрофы на массовое сознание и культуру современной Японии: траурная страница истории страны преломляется в цветных черепах и грибах, рядом с которыми соседствуют исторические фотографии военной эпохи. Это, наверное, самая осмысленная и значимая часть выставки, особенно, если учесть, что название русской экспозиции «Будет ласковый дождь» в оригинале звучит «Под дождем радиации».
Для того, чтобы понять (принять – не обязательно) первые две части экспозиции, необходим аудиогид или помощник в виде сотрудника музея. А вот третья часть, «Кавайи» (с японского – «милый»), – это чистая дань любви Мураками к аниме, манга и ярким поп-образам. Здесь многообразие цветных картинок зашкаливает; выстроен целый проход из фигурок аниме, воссоздающий атмосферу специальных японских кварталов для фанатов жанра. Именно здесь возникает ощущение, что искусство Мураками больше подходит для принтов на одежде, а сама экспозиция – отличный фон для инстаграмм-фотосессий. Впрочем, это ощущение прекрасно подкрепляется фактами. Мураками с 2002 года сотрудничает с брендом Louis Vuitton: раскрашивает знаменитую монограмму в яркие цвета и обновляет дизайн сумок с помощью мультяшных аппликаций. Использованные для бренда образы художник переносит и на свои новые картины. Мураками придумывает собственного персонажа по имени мистер Доб – существо, похожее одновременно на круглоухого Микки-Мауса и героя аниме с огромными трогательными глазами. Мистер Доб становится героем сувенирной продукции Мураками и также появляется на сумках LV.
Пожалуй, именно анимешный зал находит наибольший отклик у посетителей. Они с удовольствием меняют ракурсы на фоне бесконечного праздника Мураками, который блестяще вписывается в концепцию современного общества потребления и диджитализации. Общества, где новый опыт необходимо получать как можно чаще и где полноценными считаются только те впечатления, которыми ты поделился с другими, подав их в красивой обертке поста в соцсети. Содержание и качество самих впечатлений зачастую отходит при этом на второй план.
Выставка продлится до 4 февраля. Избежать очередей вы сможете, приобретя индивидуальный годовой абонемент «Гаража» (2,5 тыс. – на одного посетителя; 3 тыс. — на двоих). К абонементам как раз прилагаются аудиогиды, без которых посещение выставки – не более чем дань моде.