Год назад всем хорошо известный общественный и политический деятель Алексей Навальный обозначил претензии на статус политика федерального уровня, заявив о намерении избираться на пост президента России и одновременно о старте своей президентской кампании. Пока еще не ясно, будет ли он в итоге участвовать в ней или нет, но уже можно подвести определенные итоги его деятельности за уходящий год и оценить результаты, имеющиеся на данный момент.
Безусловно, одной из его сильных сторон является постоянное присутствие в информационном поле. Он имеет очень высокую узнаваемость — по некоторым данным, только в социальных сетях его суммарная аудитория достигает порядка пяти миллионов человек, главным образом из крупных мегаполисов, к этому можно добавить и поддержку ряда крупных и хорошо известных СМИ, оппозиционно настроенных по отношению к действующей власти. Есть у него и команда в лице сотрудников Фонда по борьбе с коррупцией, а также 83 региональных штаба, в которых по его собственным словам, работает примерно 200 тысяч человек. В нашей стране такая сеть есть только у крупных парламентских партий, типа «Единой России» или КПРФ. Неплохо дело обстоит и с финансовой поддержкой – в результате хорошо налаженной кампании по сбору средств ему за первые 7 месяцев этого года удалось собрать 100 миллионов рублей.
С другой стороны, он по-прежнему имеет очень низкую узнаваемость среди обычных российских избирателей – по данным «Левада-центра», известность политика с 2014 года выросла всего лишь на 6%. Более того, у него самый высокий антирейтинг среди российских политиков — 12%. По всей видимости, он уже преодолел пик своей популярности, которого достиг в 2013 – 2014 годах и теперь она неуклонно снижается. Нет у него и реальной и приемлемой для людей повестки, способной привлечь избирателя на свою сторону. Единственная тема коррупции, на которой он выезжал с самого начала, теперь перехвачена властью, причем очень эффективно, о чем свидетельствуют громкие аресты и процессы последних лет. А недавно опубликованная программа, оценивается как популистская и плохо проработанная. Например, Никита Масленников, руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития, говоря о его идее создания при ПФР фонда, призванного аккумулировать доходы от продажи природных ресурсов, указывает на то, что «у нас уже существует Фонд национального благосостояния, который формируется по новому бюджетному правилу, из дополнительных доходов от нефтегазового экспорта».
Так что в итоге, шансы на выигрыш выборов у него ничтожны. Если же он не будет принимать в ней участие, то, скорее всего, продолжит свою деятельность в ипостаси борца с коррупцией, готовясь к очередному выборному циклу.