Перебрасывая торжественный мостик из 2017-го в 2018-й, обратим внимание на любопытную новость последней недели декабря. Apple и Amazon ведут переговоры об инвестициях в Саудовскую Аравию. Если внимательно прочитать этот заголовок, то станет понятно насколько стремительно меняется мир и в какую сторону он движется. В сообщении сказано, что две корпорации планируют инвестировать в государство. Совсем недавно, всего лишь несколько лет назад такая новость казалось абсолютно дикой и невозможной. Нам всегда казалось, что, напротив, только страны могут вкладываться и развивать компании. В нашем представлении государство всегда было более мощным структурным и организационном субъектом. Тут даже можно вспомнить о 5-ти признаках государства: армия, связь, закон и т. д.
Однако теперь мы наблюдаем интересный разворот. Некоторые корпорации сейчас структуры куда более мощные, чем государства. Со своими армиями, связью и корпоративными законами. Более того, мы видим, что теперь не страны развивают компании, а наоборот компании готовы инвестировать в государственные образования. И ведь обратите внимание речь идет не о какой-то заштатной стране в Африке или где-то еще дальше. Саудовская Аравия вполне себе крупный рынке на международном рынке, особенно нефтяном. Однако судя по всему настают времена, когда одними природными ресурсами сыт не будешь. Даже если их у тебя более чем достаточно и ими можно успешно торговать. На смену природным ресурсам приходят технологии в качестве главного актива. И в Саудовской Аравии это понимают.
Если развивать мысль дальше, то можно обнаружить, что крупнейшие корпорации по большому счету уже сейчас заменяют собой государства. Ведь страны это по сути просто территориальные образования в то время, как компании-гиганты несут в себе гораздо больше содержания и контента. Впрочем, не все так просто. Потому что есть еще такие понятия как «менталитет», «самоопределение», «генетический код» и некоторые другие… Однако не признать то, что корпорации и технологии в данный момент все более настойчиво и активно проникают в государства невозможно.