Так называемый «кремлевский доклад», публикации которого все ждали с опасением и тревогой, эффекта разорвавшейся бомбы не произвел. Более того, обнародование обширного списка скорее породило дополнительные вопросы, чем дало какие-то внятные ответы. Напомним, что в перечне 114 чиновников самого высокого ранка и 96 крупнейших российских предпринимателей и бизнесменов.
Вопрос первый и самый простой: что означает публикация этого списка? Ведь не очень понятно, что это за бумаги. Такое впечатление, что в нем перечислены по именам те, кого можно считать российской элитой на данный момент. Или скажем по-американски – истеблишментом. Но это было известно и до сегодняшнего дня. Возможно, в Вашингтоне эти имена и лица представляли какую-то загадку, но в Москве этих людей точно знают. Этот список не означает (по крайней мере пока), что присутствующие в нем фигуры подвергаются каким-либо санкциям и ограничениям. А раз так пока перечень имеет значение в большей степени для американской стороны, чем для российской.
Второй вопрос более интересный и занятный. Многие обращают внимание на отсутствие в списке некоторых ключевых фигур российской действительности. Например, в списке нет главы Центрального банка Эльвиры Набиуллиной. Как же так? Неужели в Вашингтоне руководителя важнейшего финансового органа России, регулятора всей банковской системы считают своим человеком? Вопрос, на который на данный момент нет ответа. Нет в списке Чубайса с Кудриным. Но тут попроще, поскольку оба считаются выразителями либеральных идей в России. Любопытно, что отсутствуют и представители судебной власти. Можно очень долго гадать, по каким причинам это произошло, но пока ограничимся фактами.
Ну и третий вопрос: что дальше? Опубликовали, ознакомились и…? Кто-то из участников этого реестра тут же счел необходимым прокомментировать свое присутствие. Кто-то молчит. Но пока ощущение такое, что сама по себя публикация списка является прелюдией к более существенным действиям. Если же это не так (а это тоже реальный вариант), то все это похоже на словоблудие и не более того.