Ситуация с запретом показа фильма «Смерть Сталина» напоминает «повторение пройденного». Прошли новогодние праздники и торжества, все вернулись к делам и… Как говорится, «снова здорова!». В конце прошлого года чуть ли не главной темой новостной повестки (по крайней мере в отдельные дни) была демонстрация в кинотеатрах фильма «Матильда». Шум, крик, гам – сначала разрешали, потом запрещали, затем снова разрешали. В итоге рекламу фильму сделали такую, что даже те, смотреть и не собирался, отправился в кинотеатры. На деле оказалось, что пустого шума было гораздо больше, чем каких-то реальных опасений и тревог.
И вот ситуация повторяется со «Смертью Сталина». Ровно все то же самое: опять бесплатная реклама картине, которая могла бы пройти незамеченной. Это очень тонкий вопрос: над чем можно смеяться, а над чем нет. Масштабные дискуссии на эту тему ведутся уже давно. И вообще юмор крайне субъективная штука – что смешно одному далеко не всегда смешному другому. Именно поэтому он и вызывает столько споров.
На мой взгляд, совершенно очевидно, что осторожнее в этом смысле нужно быть в плане религии. Высмеивание, карикатуры, шутки на данную тему могут быть чрезвычайно опасны и привести к настоящей катастрофе. И прикрываться здесь свободой слова довольно глупо и неуместно, потому что ничего кроме провокации и попытки задеть верующего такие шутки не несут. А последствия, подчеркну, могут быть фатальными.
Кто-то скажет, что для многих людей Сталин является святыней. Но это, конечно, будет лукавство и не соответствие действительности. Сталин – политик, руководитель страны, тиран. Можно долго играть определениями, но вряд ли он имеет что-то общее с религией. Поэтому в принципе никаких запретов здесь быть не может.