Избирательная кампания по выборам Президента России сейчас находится в самом разгаре, но всем, кто сколько-нибудь интересуется ей, очевидно, что самые высокие шансы на победу имеет действующий глава государства Владимир Путин. Вместе с этим с большим интересом обсуждаются возможные изменения в политической системе общества, которые могут произойти после выборов.
Одной из наиболее обсуждаемых тем является потенциальное внесение поправок в действующую Конституцию РФ, тем более, что об этом уже давно говорят не только политики и эксперты, но и сами чиновники. Владимир Путин три года назад, выступая на встрече с судьями Конституционного Суда, заявил, что «конституционный процесс никогда не бывает навеки завершенным. Иногда сама жизнь требует внести в основной закон какие-то коррективы». 16 ноября прошлого года в Государственную Думу РФ был внесен законопроект «О конституционном собрании», в котором детально прописывается порядок и принципы внесения изменений в Главы 1, 2 и 9 Конституции – «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина» и «Конституционные поправки и пересмотр Конституции», а также устанавливается порядок созыва и работы Конституционного Собрания Российской Федерации. Все это делается для ликвидации крупного и известного пробела – в ст. 135 Главы 9 сказано о созыве Конституционного Собрания, но сам порядок не конкретизирован отдельным законом.
Говоря о возможных вариантах изменений конфигурации власти, можно выделить два основных: создание Госсовета и перенос центра власти в другие политические институты. Многими аналитиками и наблюдателями высказывается мнение о том, что в 2024 году, когда истечет новый срок президента Путина, он по тем или иным причинам не захочет расставаться с властью. И поэтому будут внесены поправки в действующую Конституцию, согласно которым будет создан «Госсовет» — исполнительный орган, которому будут подчинены все остальные исполнительные органы власти в стране – Правительство, губернаторы, силовые структуры и прочие. Путин при этом будет не только его Председателем, но и духовным лидером страны, став фактически абсолютным и пожизненным правителем. Идею введения такого института поддерживают силовики и питерское окружение президента, которое уже не первый день вынашивает планы превращения Владимира Владимировича в пожизненного «монарха», который будет обладать большим весом, чем президент. Сама идея подобного «Госсовета» взята из китайской политической системы, в которой есть подобный орган во главе с Ли Кэцяном.
Другой вариант – это перенос центра власти в другие политические институты – скажем, в Правительство или Государственную Думу. Но он маловероятен. Хотя бы потому, что ни один из действующих политических институтов не имеет настолько высокого рейтинга доверия, как институт Президента. В такой ситуации легитимность того же Правительства, которое имеет серьезный антирейтинг, придется как бы достраивать, а то и создавать заново, тратя на это время и ресурсы, которых может не хватить. К тому же возвышение одного органа над другими неизбежно приведет к нарушению системы сдержек и противовесов, внутриэлитным конфликтам и, как следствие, резкому ослаблению всей политической системы в целом. То же самое можно сказать и про Государственную Думу.
В целом, пересмотр возможен, но не сразу, а постепенно, осуществится он или нет, станет ясно только лишь через некоторое время после 18-го марта.