Цветущий миндаль, изображённый на логотипе кампании «Справедливость Ходжалы», символизирует память о жертвах страшной трагедии небольшого азербайджанского города в Карабахе
Миндаль начинает цвести одним из первых, посреди зимы, как правило, в феврале, и считается предвестником наступления весны, предвестником возрождения. Именно поэтому миндаль в Азербайджане с давних времен олицетворяет надежду на возрождение после зимних холодов, надежду на новое начало, на новую жизнь. Для Ходжалы, древнего азербайджанского городка в горном регионе Карабаха в Азербайджане, цветущий миндаль, покрывавший склоны плотным пушистым ковром соцветий, также дарит надежду. Надежду на то, что восторжествует справедливость, в отношении жертв преступления, совершенного в феврале 1992 года. Надежду на то, что подобные злодеяния никогда вновь не повторятся. Именно поэтому миндаль символизирует в современной истории для азербайджанцев одну из важнейших миссий – чтить и хранить память о жертвах, беречь выживших, облегчать страдания и боль тех, кто потерял родных и близких в той страшной трагедии Ходжалы.
Когда после Второй мировой войны человечество узнало всю правду о зверствах, творившихся нацистской Германией, международная общественность была единодушна: необходимо сделать всё возможное для того, чтобы ужасные преступления Второй мировой войны никогда больше не повторились. Именно в контексте этих усилий 9 декабря 1948 года, за день до принятия Всеобщей декларации прав человека, Генеральная Ассамблея приняла Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него – символический акт, демонстрировавший решимость международного сообщества, во-первых, предотвратить геноцид и, во-вторых, наказать виновных в случае, если предотвратить преступление не удастся. В тексте Конвенции геноцид определялся как «действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую».
В первый раз Конвенция была применена в 1990-х, в судебных процессах, последовавших за конфликтами в Руанде и на Балканах – это подтверждало неотъемлемую обязанность государств привлекать индивидов к ответственности за преступление геноцида, равно как и за другие преступления, совершенные во время вооруженного конфликта. Совет Безопасности Организации Объединенных Наций, уполномоченный в соответствии с положениями главы VII Устава Организации Объединенных Наций, созвал Международный уголовный трибунал по Руанде и Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии.
Однако до Руанды и до Балкан была трагедия Ходжалы, небольшого городка в Карабахском регионе Азербайджана с населением 7000 человек. Здесь располагался единственный гражданский аэропорт в регионе, поэтому Ходжалы являлся важным коммуникационным центром. В октябре 1991 года армянские войска полностью окружили город. 30 октября было перекрыто наземное сообщение; единственным средством связи остались вертолеты. Вскоре была перерезана и эта нить: после того, как 28 января 1992 года над городом Шуша был сбит гражданский вертолет, в результате чего погибли более 40 человек, эти рейсы прекратились. С января 1992 года город существовал без электричества. Ходжалы выживал благодаря отваге жителей и героизму его защитников.
В ночь с 25 на 26 февраля 1992 года вооруженные силы Армении при поддержке незаконных вооруженных формирований и при непосредственном участии 366-го мотострелкового полка бывшего Союза Советских Социалистических Республик захватили Ходжалы. После начала штурма около 2500 жителей, остававшихся в городе к той трагической ночи, попытались покинуть его в надежде выбраться из окружения. Но надежда для многих оказалась тщетной: кто-то был убит, кто-то взят в плен. Те, кто пытался уйти через горные массивы, в основном женщины и дети, умерли от обморожений. Лишь немногим удалось добраться до ближайшей подконтрольной Азербайджану территории – города Агдам. Несомненно, Ходжалинская трагедия стала самой масштабной и кровавой страницей армяно-азербайджанского конфликта. В результате штурма и взятия города погибли 613 человек, включая 106 женщин, 63 ребенка и 70 стариков. 1275 жителей Ходжалы были взяты в заложники; судьба 150 остается неизвестной. Город был практически стерт с лица земли. В течение той трагичной ночи получили ранения 487 ходжалинцев, включая 76 детей младше года, 130 детей потеряли одного, а 26 – обоих родителей; восемь семей погибли полностью.
Имеется более чем достаточно фактов и сведений из различных источников, включая очевидцев, правительства, межправительственные и неправительственные организации, которые свидетельствуют о том, что ответственность за преступления, совершенные в Ходжалы, лежит на бывшем политическом и военном руководстве Армении, а также на подчиненных им сепаратистских вооруженных группах. Так, в своем постановлении от 22 апреля 2010 года Европейский суд по правам человека, в частности, отметил: «Согласно сообщениям из независимых источников, на момент захвата Ходжалы в ночь с 25 на 26 февраля 1992 года сотни гражданских лиц из числа этнических азербайджанцев при попытке покинуть захваченный город были убиты, ранены или взяты в заложники».
Также, согласно армянскому автору Маркару Мелконяну, город «был стратегической целью, однако его захват также был актом возмездия».
В своих соответствующих резолюциях, принятых в 1993 году Совет Безопасности непосредственно указал на нарушения международного гуманитарного права, включая перемещение значительного числа гражданских лиц в Азербайджане, нападения на гражданских лиц и обстрел жилых районов. В своем решении от 22 апреля 2010 года Европейский суд по правам человека квалифицировал штурм Ходжалы как «деяния особой тяжести, которые равносильны военным преступлениям или преступлениям против человечности».
В свое время Кофи Аннан, бывший Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций сказал, «если мы серьезно относимся к предотвращению или прекращению геноцида в будущем, нас не должны сдерживать легалистические споры о том, соответствует ли то или иное зверство определению геноцида или нет. К тому времени, как мы будем в этом уверены, нередко может оказаться так, что принимать меры слишком поздно. Мы должны распознавать признаки приближающегося или возможного геноцида, дабы мы могли принимать своевременные меры для его недопущения».
В начале третьего десятилетия XXI века человечество все еще не научилось принимать меры по недопущению геноцида, хотя насилие лишь тогда может достигнуть уровня, позволяющего говорить о геноциде, когда преступники располагают временем для наращивания соответствующего потенциала, мобилизации ресурсов и осуществления конкретных шагов, позволяющих им достичь поставленных целей. Иными словами, лишь наше бездействие или неспособность к эффективной реакции на предупреждающие знаки позволяют геноциду воплотиться в реальность.
С 9 декабря 1948 года, когда была принята Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него прошло уже много лет, однако то зло, для борьбы с которым создавалась эта Конвенция, оказалось очень живучим. Именно поэтому так важно наказать виновных. Мы должны помнить, что не может быть мира без справедливости, и гарантия того, что лица, совершившие преступления будут привлечены к ответственности, должна содействовать формированию долгосрочного мира на Южном Кавказе. Особенно в контексте трехстороннего соглашение о прекращении войны, заключенном между Азербайджаном и Арменией при посредничестве России от 10 ноября 2020 года, в котором указывалось, что в регион будут направлены российские миротворцы, а армянские военные полностью покинут территорию Азербайджана.
Только так, с одной стороны, будет восстановлена историческая справедливость по отношению к жертвам событий конца февраля 1992 года, когда миндаль, расцветая по всему небольшому городу Ходжалы, стал свидетелем, как снег окрасился в алый цвет…