Мать пассажирки, погибшей при крушении в Египте «Аэробуса»: «Власти с нами не взаимодействуют»
Российские СМИ опубликовали новость о том, что произошли подвижки в деле о крушении лайнера А321 компании «Когалымавиа» в небе над Синаем. Самолет рухнул в результате теракта в октябре 2015 года. Бомба была заложена в багажном отделении. Всего в той авиакатастрофе погибли 224 человека, 217 пассажиров и 7 членов экипажа. Увы, как выяснил «МК», родные жертв трагедии не осведомлены ни о каких подвижках.
тестовый баннер под заглавное изображение
Кассационный суд Египта, по данным «Коммерсанта», на днях удовлетворил жалобы адвокатов, заявивших претензии как к российским перевозчику и страховщику, так и к властям арабской республики, ответственным за пронос террористами бомбы на борт. Речь идет о сотнях миллионов долларов возможных выплат.
Новая зацепка в расследовании этого уголовного дела появился после того, как египетские авиационные власти установили, что пассажирский A320 EgyptAir, рухнувший в Средиземное море через полгода после российского самолета, также был взорван. Тогда погибли 66 человек.
Обстоятельства авиакатастрофы в 2015-м расследовала международная комиссия. В нее входили не только представители Египта и России, но и Франции, Германии, США, Ирландии. Руководили расследованием власти Египта, так как это произошло над их территорией. Сам самолет находился под юрисдикцией РФ.
13 января 2016 года, спустя два в половиной месяца после трагедии, уголовное дело было переквалифицировано по статье 205 УК РФ — «террористический акт».
«В постановлении СК РФ о возбуждении уголовного дела написано, что взрыв был совершен «с целью понуждения органов государственной власти Российской Федерации к прекращению антитеррористической операции на территории Сирии», — рассказывает Ирина Захарова, мама погибшей 28-летней Эльвиры Воскресенской.
На сегодняшний день Следственный Комитет РФ продолжает расследование этого теракта, каждые полгода сообщая о продлении его сроков в заказных письмах родственникам жертв крушения.
Несмотря на то, что было доказано — бомбу в авиалайнер заложили непосредственно на территории аэропорта Шарм-эш-Шейха, Египет свою вину в случившемся так и не признал. Официально семьи потерпевших получили компенсации только от своей страховой компании и миллион рублей от тогдашнего губернатора Санкт-Петербурга Полтавченко. Виновные найдены не были. Никто за случившееся напрямую и не ответил.
Да, на какое-то время РФ запретила полеты в Египет и их туристический бизнес понес большие убытки. В 2019 году, видимо, с целью «замириться» на потерпевших выходили представители местного египетского туроператора, которые предложили выплатить за каждого погибшего по 80 тысяч долларов США. Нет, не в качестве официальной компенсации, а как жест доброй воли. Но вскоре началась пандемия, потом отдых в Египте российские власти разрешили, и причины извиняться исчезли сами по себе.
Разумеется, новость о том, что где-то в Египте снова вспомнили про крушение А-321, вселяло надежду. Вопрос ведь в целом не про денежные компенсации, а про справедливость и веру в то, что что закон рано или поздно восторжествует, а виновные будут наказаны.
Впрочем, пока нет официальных данных, связали ли египетские власти две эти трагедии и как они их трактуют юридически.
«Если кратко, то я ничего об этом не знаю и не слышала, — комментирует Ирина Захарова. — Думаю, если бы было какое то движение в сторону привлечения к ответственности лиц, имеющих отношение к обеспечению безопасности, то об этом знали бы сотрудники СК РФ, так как в основе всего лежит расследование теракта над Синаем. Нам никакой информации не поступало и египетские власти так и не взаимодействуют с нашими следственными органами и не считают нужным признать вину за этот теракт, извиниться перед родственниками и выплатить компенсацию в соответствии с международными правилами».
Захарова считает, что пока информации от наших государственных структур и от МИДа не поступало, для нее это все лишь пустой звук.