Вышла новая книга о короле памятников скульпторе А.М.Опекушине
Фамилию скульптора А.М.Опекушина (1838–1923) знают многие, но далеко не все. Однако у каждого россиянина был или есть свой «карманный Опекушин» — 5-тысячная купюра с изображением памятника генерал-губернатору Восточной Сибири Н.Н.Муравьеву-Амурскому в Хабаровске. Автор монумента — Александр Опекушин. И знаменитый памятник Пушкину в Москве — тоже одна из его работ и, пожалуй, самая знаменитая.
тестовый баннер под заглавное изображение
Недавно землячка скульптора, московская журналистка Ольга Давыдова, которая занимается исследованием наследия ваятеля почти 40 лет, выпустила новую книгу «Александр Михайлович Опекушин». Вышла она в Ярославле в серии «Люди земли Ярославской». О самых любопытных, связанных со знаменитым скульптором открытиях, которые удалось сделать за последнее время, у автора книги разузнал корреспондент «МК».
— Большинству Опекушин известен как автор первого, знаменитого памятника Пушкину на Тверской улице в Москве, открытого в 1880 году. Чем еще славен скульптор?
— Среди работ Опекушина — памятники Михаилу Лермонтову в Пятигорске (1889), ученому Карлу Бэру в Тарту (1886), Пушкину в Петербурге (1884), Кишиневе (1885) и подмосковном селе Остафьево (1913). Памятник генерал-губернатору Восточной Сибири Н.Н.Муравьеву-Амурскому на пятитысячной купюре — тоже его. Эту купюру наверняка все держали в руках! Но вряд ли кто знает, что создал этот монумент автор памятника Пушкину в Москве… Впрочем, и автора бронзового Пушкина знают не все. Бывая у памятника в центре Москвы, спрашиваю фотографирующихся на фоне бронзового изваяния поэта людей: кто автор памятника? Не все называют имя скульптора.
— В чем актуальность Опекушина сегодня для нас?
— Это пример человека большого трудолюбия, который добился всего сам. Ведь Опекушин — выходец из семьи крепостных. Родился в небольшой деревушке Свечкино Ярославской губернии. Незадолго до отмены крепостного права выкупился из неволи, заплатив своей барыне Е.В.Ольхиной (1818–1902) — дочери известного богача Василия Энгельгардта — 500 рублей. Отец Екатерины Васильевны был знаком с Пушкиным. Поэт бывал в его доме на Невском проспекте. Возможно, юная Екатерина даже вальсировала с поэтом. Знакома ли она была со своим бывшим крепостным, подтверждений нет. Представляете, как совпало? Автор памятника Пушкину родился на следующий год после смерти поэта. Словно мистическая последовательность!
— Ольхина знала, что ее бывший крепостной стал знаменитым скульптором?
— Достоверно неизвестно. Крепостной и крепостной, вряд ли она следила за судьбой Опекушина. С другой стороны, оба жили в Петербурге… После победы в пушкинском конкурсе имя Опекушина было у всех на слуху.
— Открытие памятника Пушкину было событием знаковым!
— Пушкин есть Пушкин! Тем более что это был первый памятник поэту. В последующие годы были созданы сотни памятников Александру Сергеевичу. Однако, на мой взгляд, опекушинский по-прежнему остается лучшим, непревзойденным. Опекушин всегда будет знаменит прежде всего тем, что он — автор первого памятника Пушкину.
— Но ведь не памятниками едиными…
— Опекушин был прекрасный лепщик. Его работы украшают фасады московских зданий: Торгово-промышленной палаты на Ильинке, Госбанка на Неглинной, Императорского лицея в память цесаревича Николая Александровича у Крымского моста, особняка промышленника Морозова в Подсосенском переулке… Александр Михайлович оставил свои скульптурные «автографы» и в Петербурге. Среди них скульптурная группа с богиней Никой у основания купола здания бывшего Общества взаимного кредита на Набережной канала Грибоедова; Опекушиным выполнены надгробные памятники, в том числе публицисту Михаилу Каткову и фабриканту Василию Мещерину в Москве. К сожалению, эти работы не сохранились…
— Удивительно, что при таких масштабах работ фамилия скульптора сегодня не очень известна…
— Согласна с вами. Есть скульпторы, которые создали намного меньше произведений, но больше на слуху, чем Опекушин. Предположу причину тому. Опекушин создал много памятников царским особам. Известный в свое время петербургский завод Новицкого в связи с празднованием 50-летия со дня отмены крепостного права (1911 г.) выкупил у Опекушина право на серийное производство модели памятника царю-освободителю, установленного в 1898 году в Московском Кремле, и тиражировал их в огромном количестве. Помимо Александра II у скульптора был памятник Александру III, который стоял возле храма Христа Спасителя. Громадный, голова — четыре размера натуральной!
— И после революции он был демонтирован большевиками.
— Опекушин выполнил мраморную статую Екатерины II, которая в 1896 году была установлена в Московской городской думе (ныне ГИМ). Сейчас она находится в музее-заповеднике «Царицыно» в Москве. На счету скульптора несколько бронзовых фигур императора Петра I, бюст цесаревича Николая Александровича — рано умершего старшего сына Александра II. За эти две работы Опекушин в 1872 году был удостоен звания академика. Не секрет, что в советское время деятели культуры, прославлявшие императорских особ, не приветствовались. К счастью, в последние годы имя Опекушина возвращается из небытия.
В 2023 году, пусть и не очень широко, отмечалось 185-летие со дня рождения А.М.Опекушина и 100-летие со дня его смерти. Прошло несколько выставок памяти ваятеля. А ярославские деятели культуры обратились с просьбой к губернатору Ярославской области установить на ярославской земле памятник своему знаменитому уроженцу. Эту идею поддержал и президент РАХ Зураб Церетели. Дело потихонечку продвигается. Уже есть предварительный эскиз будущего памятника…
— Какие открытия о скульпторе удалось сделать в последние годы, в том числе для новой книги?
— Во-первых, в книгу вошла информация о работе, которую я обнаружила. Это бюст актрисы Мельниковой-Самойловой, жены сына Василия Самойлова (известный актер Александринки). Интересно получилось. Для одного альманаха я готовила материал о художественных портретах Опекушина и написала запрос в Музей А.С.Пушкина на Мойке. Из музея мне прислали несколько иллюстраций, в том числе рисунок эскиза бюста Мельниковой-Самойловой: его сотрудники музея, предположительно, относили к работам Опекушина. Рисунок был испещрен многочисленными карандашными надписями. В том, что они сделаны рукой Опекушина, у меня не было сомнений: прочитала в архивах много оригинальных писем ваятеля. Подтвердила сотрудникам музея, что это Опекушин. Раз есть эскиз бюста, возможно, он реализован скульптором? Стала искать в Интернете бюст Мельниковой-Самойловой. И… обнаружила небольшую информацию за 2014 год о том, что в Бахрушинском музее в Москве при реконструкции были обнаружены 13 уникальных скульптур XIX века. Среди упоминавшихся находок — бюст актрисы А.Н.Мельниковой-Самойловой работы неизвестного автора. Удалось раздобыть фотографию скульптуры. И это оказался тот самый бюст с рисунка! Совпало! В книге «Петербургский некрополь» нашла информацию о захоронении актрисы на Новодевичьем кладбище в Петербурге, где было указано, что на захоронении стоял бюст. Как выглядел бюст актрисы Мельниковой-Самойловой, умершей в январе 1880 года, теперь можно увидеть на снимке в книге «Александр Михайлович Опекушин».
— Настоящее чудо!
— В книге впервые опубликована фотография малолетних внуков Александра Михайловича — Николая и Александра. У него потомство только от сына Владимира — три дочери скульптора были незамужние. Буквально недавно посчастливилось в хранящихся в ЦГИА Петербурга метрических книгах обнаружить неизвестные ранее даты рождения трех дочерей Опекушина. Осталось найти информацию о годах их смерти. А еще обнаружила, что помимо умершего в 1863 году первого сына у скульптора был еще один сын, который прожил всего три месяца и умер в 1874 году. Так что у Опекушина могло быть шестеро детей. Прошлый год был богат на открытия!