Выстроенный на искусственных островах японцами аэропорт за 20 миллиардов долларов оказался на грани затопления
Международный аэропорт Кансай, находящийся на искусственных островах в Японии, сталкивается с серьезной угрозой: он медленно погружается в море, и, по мнению экспертов, для спасения необходимы значительные меры. Построенный в 1994 году, аэропорт стал первым в своем роде, расположенным на искусственном острове, и до сих пор считается одним из самых дорогих и амбициозных инфраструктурных проектов современности.
Аэропорт Кансай был создан для разгрузки близлежащего международного аэропорта Осаки и стал третьим по загруженности аэропортом в Японии, обслуживая более 25 миллионов пассажиров в год. Первоначальная стоимость его строительства составляла 14 миллиардов долларов, однако к 2008 году эта сумма возросла до 20 миллиардов долларов из-за расширения и улучшения инфраструктуры аэропорта. Некоторые эксперты считают, что при учете инфляции и других факторов стоимость проекта могла достигать 40 миллиардов долларов.
Кансай знаменит своими инновациями в инженерии. Он выстоял даже во время разрушительного землетрясения в Кобе в 1995 году. Аэропорт был спроектирован с учётом оседании земли и стоит на 900 опорах, которые противостоять уходу сооружения вглубь. Необычная технология строителей включала гибкий асфальт для взлетно-посадочных полос, чтобы они могли выдерживать нагрузки в случае землетрясений.
Тем не менее, аэропорт сталкивается с уникальной проблемой, которая не характерна для большинства воздушных гаваней: он тонет. По имеющейся информации, в течение своей эксплуатации Кансай уже опустился на 11 метров и, по прогнозам, может уйти еще примерно на 4 метра к 2056 году. Основной причиной этого явления стало то, что аэропорт построен на мелиорированной земле, известной как «влажная губка». Этот слой состоит из аллювиальной глины, которая теряет влагу под весом построенных объектов, что приводит к сжатию и дальнейшему оседанию.
Инженеры попытались решить проблему, установив в заливе специальные песчаные дренажи, которые помогут ускорить процесс осадки. Песчаные столбы диаметром около одного метра, заполненные песком, нагружаются сверху тяжелыми грузами, позволяя глине уплотняться и выталкивать влагу. Тем не менее, эта мера не предотвратила основное оседание, которое произошло до завершения строительства аэропорта.
В 2018 году аэропорт пережил серьезное испытание, когда тайфун вызвал значительное затопление взлетно-посадочной полосы. В ответ на это были проведены дополнительные работы по поднятию дамбы на 2,7 метра, чтобы предотвратить подобные наводнения в будущем. Однако эксперты предупреждают, что для того, чтобы избежать полной затопляемости аэропорта, необходимы дальнейшие значительные меры, которые могут потребовать дополнительных финансовых затрат и времени.
«Международный аэропорт Кансай представляет собой уникальный пример инженерного ума, который, тем не менее, сталкивается с реальной угрозой устойчивости. Вопросы о том, как поддерживать этот инфраструктурный проект на должном уровне, остаются актуальными, и предстоит увидеть, какие меры будут предприняты, чтобы спасти его от погружения», — заключают эксперты.