Медицинский парадокс: рост онкозаболеваний во всем мире связали с улучшением диагностики
После пандемии диагноз «рак» в России стали ставить гораздо чаще. Так, в 2023 году количество вновь установленных диагнозов выросло на 18% в сравнении с 2021 годом. Сам коронавирус тут не при чем – просто люди, вышедшие из изоляции, стали активнее посещать врачей. Об этом эксперты заявили в ходе Всероссийского XV Форума МОД «Движение против рака», который открылся 13 февраля в Нижнем Новгороде.
Сегодня в России более 4 миллионов больных раком. По словам директора Департамента организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела МЗ РФ Екатерины Каракулиной, во всем мире растет количество онкозаболеваний – улучшаются возможности диагностики, повышается продолжительность жизни. Средний возраст вновь выявленного рака сегодня составляет 62 гола.
В 2023 году 633 тыс. пациентов в РФ был поставлен диагноз «рак», что на 18% выше пандемийных показателей. Повышение выявляемости онкологических диагнозов эксперты назвали «отложенным эффектом пандемии». Более 60% случаев рака в 2024 году России были выявлены на первой и второй стадии. Одногодичная летальность снизилась на 22%, а к 2030 году планируется повысить 5-летнюю выживаемость на 5%. Мировой опыт показал, что программы раннего скрининга значительно влияют на прогнозы пациентов: так, по оценкам журнала «Ланцет», к 2040 году благодаря раннему скринингу удастся спасти более 60 миллионов жизней пациентов с раком шейки матки.
Однако, как подчеркнула зам директора МРНЦ им. А.Ф. Цыбы Жанна Хайлова, у 19% пациентов в стране рак до сих пор выявляется на 4-й стадии – в поздней, запущенной форме: «Люди должны активнее активно профилактические медосмотры, заботиться о своем здоровье, а не надеяться только на врачей».
Самыми распространенными видами злокачественных новообразований продолжают оставаться рак молочной железы, рак легкого, рак предстательной железы, колоректальный рак и меланома.
Среди проблем, связанных с лекарственным обеспечением, эксперты назвали повышение доступности препаратов, которые не входят ни в какие списки для льготного обеспечения. Их часто приходится выбивать только через суд. Доцент кафедры медицинского права Сеченовского университета, член ассоциации Онкологов России Юлия Павлова рассказала, что судебные решения в сфере лекарственного обеспечения занимают превалирующую роль, что очень грустно: уже пять лет объем дел в по этой тематике не меняется. «Объективная финансовая недостаточность мешает реализовывать права пациентов. Нарастает количество выигранных судов, когда единственный возможный вариант лечения для пациента – препаратом, который не входит в перечень жизненно-важных и необходимых».
Одной из актуальных проблем эксперт назвала перевод пациентов с оригинальных лекарств на биоаналоги без медицинских оснований, просто по соображениям экономии: «Стоимость лекарств растет, и биоаналоги становятся выходом, но человек об этом должен быть информирован. Несмотря на то, что биоаналог должен быть равным по критериям эффективности и безопасности, у специалистов такие препараты часто вызывают сомнения. Переключение пациента с одного препарата на другой нередко несет непредсказуемые последствия. И в тоге потом экономия может обернуться гораздо большими затратами на возмещение ущерба», — заявила Павлова.